мысли о мифах и реальности

Ставим на редакционную машину новую сигнализацию с автозапуском и прочими плюшками и попутно делаем из этого полезную и познавательную историю, отвечая на несколько популярных вопросов о современных охранных комплексах и разбирая по косточкам ряд распространенных мифов.
Для установки на наш пролетарский VW Polo была выбрана сигнализация Pandora из линейки «микросистем» – Pandect X-3010. Целью было обеспечить качественную защиту и существенно добавить ценой малой крови комфорта, не предусмотренного бюджетной комплектацией Polo. Посмотрим, что X-3010 умеет как в базовом варианте, так и в версии с рядом дополнительных гаджетов, с которыми мы её решили скомбинировать. А попутно будем развенчивать всплывающие по ходу дела мифы об охранных системах, бытующие в народе!

Pandect X-3010: базовый вариант

Характерная особенность современных сигналок вообще, и выбранной нами в частности – сверхкомпактные размеры центрального блока и очень простое и быстрое подключение, с минимальным вмешательством в электрооборудование машины. Вот так выглядит базовый блок Pandect X-3010 – еще пару лет назад сигнализации были раза в три крупнее, а сейчас они размером с брелок, который ими управляет!

original-002.jpg

В простейшем базовом варианте установки (без автозапуска) центральный блок охранной системы Pandect X-3010 подключается элементарно – всего по нескольким проводам: питание 12 вольт, витая пара CAN-шины данных, по которой X-3010 получает информацию обо всем (от включенного зажигания до открытых дверей, поднятого ручника и т.п.), а также вторая CAN-шина, которая в нашем случае используется для управления центральным замком.

Компоненты системы

Чтобы подключение было быстрым и простым, перед монтажом в блок сигнализации нужно залить через micro-USB-разъем параметры автомобиля – марку, модель, год выпуска и тип комплектации. Все эти данные просто выбираются в меню специального настроечного софта Pandora:

Крошечный блок с минимумом подключений быстро монтируется и эффективно размещается – удобную нишу для него найти несложно, что идет в плюс и клиенту, и мастеру – установка ускоряется. В нашем случае он был смонтирован за приборной панелью, наряду с другими компонентами охранного комплекса:

Какие основные охранные и сервисные функции способна дать базовая (без дополнительных совместимых модулей) установка Pandect X-3010?

  • Управление постановкой/снятием с охраны с телефона и брелока – по невзламываемому диалоговому коду и посредством мобильного приложения.
  • Разрешение движения только при наличии у водителя бесконтактной радиометки – обеспечивает безопасную работу удаленно запущенного двигателя, режим «антиограбления» и т.п.
  • Реализация с помощью метки режима «hands free» – автоматическое открытие дверей при приближении водителя к машине и автоматический постановке на охрану при удалении от машины.
  • Повышенная дальность управления с брелока, работающего на чистой от помех частоте 868 мГц. О расстояниях тут говорить сложно, поскольку максимальная дальность зависит от конкретной ситуации, но 868-мегагерцовые брелоки Pandora – это наиболее дальнобойные брелоки на сегодняшний день.
  • Обратная связь на телефон и брелок – сообщения о событиях, прослушивание салона микрофоном и т.п.
  • LBS-позиционирование: получение на смартфон карты с местоположением автомобиля по сигналам базовых станций сотовой связи – с компромиссной точностью, но уже, что называется, «в комплекте», без переплаты за встроенный GPS.

Pandect X-3010: «кастом-вариант»

Большинство охранных комплексов Pandora можно «проапгрейдить» совместимыми модулями-компонентами – как на стадии установки системы, так и позже. В нашем случае мы изначально выбрали дополнительно такие модули и опции:

  • Беспроводной подкапотный радиомодуль – чтобы не тянуть из салона под капот провода от базового блока, а обеспечить управление блокировками двигателя по защищенному диалоговому радиоканалу 2,4 гГц.
  • Дополнительный модуль GPS-приемника – для получения координат автомобиля с точностью от 10 метров, а не с погрешностью 500-2 000 метров, как это обеспечивает изначально заложенный в Pandect X-3010 вариант позиционирования по базовым станциям сотовой связи LBS.
  • Реализация автозапуска – удаленный старт двигателя вручную с телефона или брелока, автоматический запуск по таймеру, температуре, разрядке аккумулятора и т.п.

Беспроводной подкапотный модуль Pandora RHM-03t обеспечивает основные противоугонные блокировки двигателя. От сканирования/граббинга он полностью защищен фирменным пандоровским диалоговым алгоритмом шифрования радиосигнала, от физического обезвреживания – крышкой капота с электромеханическим замком, открытием которого сам же и управляет, а от неблагоприятных воздействий сырости и температуры – герметичной конструкцией.

За счет того, что модуль беспроводной, сильно облегчается монтаж системы – не требуется протягивать провода из салона в моторный отсек. RHM-03t подключается под капотом к питанию и блокирующим реле, имеет собственный датчик температуры двигателя и управляет сиреной. Главный плюс беспроводной блокировки – именно в максимальной защищенности от воздействия извне и из салона машины.

Чтобы завести двигатель, вы отправляете команду с брелока или телефона на основной блок сигнализации в салоне (дальнобойный диалоговый канал 868 мГц или не ограниченный расстоянием GSM), а основной блок, в свою очередь, отправляет команду на подкапотный модуль, снимая блокировки (тут работает маломощный диалоговый канал 2,4 гГц малого радиуса действия). Команды не сканируются и не взламываются – пока, во всяком случае, технические средства угонщиков делать этого не позволяют!

Небольшой, размером с пол спичечного коробка блок – это GPS/ГЛОНАСС-приемник Pandora NAV-03, позволяющий всегда знать с высокой точностью, где находится автомобиль. По запросу с мобильного приложения вы получаете наглядное положение вашей машины на карте Google.

Поскольку в Pandect X-3010 изначально имеется управление по каналу сотовой связи и SIM-карта, то в функции системы заложена и попутная бесплатная опция определения координат по базовым станциям мобильной связи – LBS. Это лучше, чем ничего, но все же точность невысока – от 500-700 метров в мегаполисе, до пары-тройки километров за городом. Про то, как работает LBS, «Колеса.ру» подробнейшим образом рассказывали тут и тут, и поэтому для редакционного авто мы все же решили применить более точное позиционирование по спутникам, а не по сотовым вышкам.

original-009 (2).jpg

Автозапуск – функция для комфорта, позволяющая сесть в теплый салон зимой или заранее выдуть из машины раскаленный воздух летом. На Pandect X-3010 удаленный запуск можно осуществить с брелока или даже домашнего телефона, набирая пароль и тоновые команды из инструкции, но гораздо удобнее это делать с помощью мобильного приложения Pandora Online:

original-010.jpg

Ну а теперь, разобравшись с нашей сигнализацией, развенчаем, как обещали, популярные мифы обывателей об охранных системах.

Миф 1. «В салоне недорогой машины невозможно качественно спрятать блок сигнализации – преступники его легко найдут…»

Как уже говорилось, в нашем случае основной блок сигнализации был смонтирован за приборной панелью. Однако владельцы VW Polo, которые сами обслуживают свою машину, хорошо знают, как легко и быстро снимается половская приборка – стало быть, секретность установки невысока?

Действительно, в огромном и насыщенном разнообразными штатными узлами и блоками торпедо автомобиля бизнес- или премиум-класса высококвалифицированные инсталляторы могут так запрятать сигнализацию, что добираться до неё злоумышленникам придется не один час, даже если они не станут жалеть пластик и крепеж… В торпедо же недорогой бюджетной машины почти в любое место можно засунуть руку, в то и целиком голову с налобным фонарем – все доступно, все на виду, неглубоко, легко разбирается… Но главный вопрос все же нужно поставить иначе – а нужно ли вообще всерьез прятать главный блок сигнализации? На самом деле – уже нет!

Специфика «архитектуры» современных правильных охранных систем такова, что главные блокировки находятся не в салоне, где они легкодоступны, и по этой причине – почти бесполезны. Ответственные блокировки двигателя происходят под капотом, и от угонщика их защищает дополнительный электромеханический замок капота – важнейший узел современной охранной системы!

Поэтому-то при размещении блоков сигнализации в салоне у установщика одна задача – найти для них место, где они ничему не помешают, не перегреются и т.п. Этому способствуют стремительно уменьшающиеся габариты компонентов охранных систем. А секретность монтажа элементов в салоне вовсе не является решающей.

original-011.jpg

Миф 2. «Уязвимость автозапуска – дарим ключ угонщикам»?

Когда вы заводите машину традиционным способом – ключом, электроника автомобиля запрашивает подтверждение от системы «свой-чужой», которой является штатный иммобилайзер – бесконтактный датчик, находящийся в ключе зажигания. Но в момент дистанционного запуска ключа в замке нет, и чтобы все заработало, при установке автозапусковой «сигналки» неизбежно приходится использовать так называемый модуль обходчика иммобилайзера, который и сообщает машине код «спокойно, свои!», пока вы пьете утренний чай.

Дать машине разрешение на запуск мотора можно несколькими способами, но самым распространенным является использование в обходчике второго ключа от машины. Поскольку коробочка обходчика с ключом прячется в недрах торпедо и относительно легко обнаружима (см. миф №1), у многих автовладельцев возникает неприятное жжение в нижней части тела, ибо им кажется, что автозапуск серьезно облегчает труд угонщиков. На самом деле это совершенно не так, хотя, надо признать, психологический барьер реально силен – поэтому и миф о небезопасности автозапуска весьма популярен!

Однако ж, как уже говорилось, основным препятствием на пути преступника к обезвреживанию блокировок двигателя является дополнительный электромеханический замок капота. Пока крышка капота надежно защищает блокировки сигнализации, не давая злоумышленникам быстро до них добраться и обезвредить – машина защищена. А поскольку подкапотный беспроводной модуль блокировок имеет в своем составе встроенный датчик движения, то совершенно нет разницы – заглушен мотор без водителя или работает.

Злоумышленник забирается в салон через дверь или разбитое стекло, прыгает за руль и пытается тронуться – но датчик движения реагирует на рывок машины даже на полметра и тут же глушит мотор. А закрытый замок капота, как и прежде, не дает доступа к блокировкам, чтобы их обезвредить. Круг замкнулся!

original-012.png

Миф 3. «Автозапуск на ручной КПП опасен»

С «автоматными» машинами реализация дистанционного запуска предельно проста, ибо там изначально с завода приняты меры по блокированию неконтролируемого движения без водителя. Это и запуск через обязательное нажатие педали тормоза в положении селектора «P» или «N», и невозможность извлечь ключ зажигания в положении «D» или «R», и еще ряд мер.

На механической же КПП легко покинуть машину, оставив её на включенной передаче, или, скажем, включить скорость, случайно задев ручку КПП, когда вы полезли через весь салон забирать что-то забытое… И ручник – вовсе не гарантия безопасности, ведь хороший редукторный стартер на свежей «батарейке» способен провернуть коленвал, запустить мотор, и машина, пусть и натужно, но поедет! Видеороликов «восстания машин», которые внезапно заводятся и едут – в соседнее авто, в людей, на оживленную трассу с парковки – в сети полно…

На заре эпохи сигнализаций с дистанционным запуском установщики долго экспериментировали, пытаясь выявить надежный способ распознавания «сигналкой» положения рычага РКПП. К примеру, существовал вариант, в котором вокруг рукоятки переключения передач размещалось кольцо с герконами и магнитом на самой ручке – в любом положении, кроме нейтрального, магнит приближался к геркону, замыкал его и блокировал запуск… В итоге все же было найдено единое безупречное решение, реализованное простой логической последовательностью действий и настроек «сигналки». Работает это так:

1 — Приехали, запарковали машину.

2 — Поставили её на «ручник».

3 — Вынули ключ из зажигания – при этом двигатель продолжит работать!

4 — Покинули салон, закрыли за собой дверь.

5 — Находясь снаружи, нажали на кнопку постановки на охрану на телефоне или брелоке – двигатель заглох, двери заблокировались, машина под охраной!

Подобная последовательность на 146% исключает возможность дистанционного запуска двигателя, находящегося на передаче.

original-013.jpg

Миф 4. Уязвимость перед кодграбберами

Уж полтора десятка с гаком лет минуло с премьеры фильма «Брат 2», а широкие народные массы все не могут забыть сцену угона белой Volvo 940 при помощи генерации кода на ноутбуке… Это культовое муви, а также другие многочисленные криминальные ленты упорно закрепляют в умах легенду о главном кошмаре автовладельца – сканере-кодграббере...

Впрочем, страшилка эта – весьма и весьма устаревшая. Современные охранные системы, например – наша Pandora, успешно победили проблему сканирования и взлома кода благодаря сложнейшим алгоритмам динамического шифрования, вот только массово утвердить понимание этого в народе все никак не удается… «Люди зря болтать не станут…» — бормочет обыватель, видя на площадках бесплатных объявлений многочисленные предложения купить кодграббер, который сегодня уже выглядит не как связка из приемника и ноутбука, а как компактный брелок от распространенных моделей сигнализаций:

Хотя даже в этих объявлениях, что интересно, можно при желании обнаружить истину (сохранена оригинальная орфография)…

И еще вот (также сохранена оригинальная орфография)…

Одни продавцы грабберов сразу откровенно говорят о невозможности вскрыть диалоговый код Pandora, другие же позволяют понять это «между строк», предпочитая мягко обойти и не озвучивать сей факт, взамен предлагая длинные списки вскрываемых их грабберами слабозащищенных штатных сигнализаций и различных устаревших моделей «нештаток» третьесортных брендов…

Миф 5. «Захотят угнать – угонят!»

Автоугонщики буквально молятся на эту фразу, озвученную в незапамятные времена каким-то, кхм, неумным человеком – именно она и обеспечивает похитителей авто регулярной работой! Подавляющее большинство всех угонов – это попытки использовать слабые места и дыры в штатных «охранных системах», они грубы и технически просты.

Большинству угонщиков не нужны спецсредства за сотни тысяч долларов – им хватает машин, чьи владельцы придерживаются пресловутой догмы «захотят угнать – угонят!». Даже дорогие премиум-марки очень часто угоняют, именно рассчитывая на этот стереотип:

Я долго работал в дилерском сервисе Toyota и не раз видел Land Cruiser с дыркой, просверленной в правой задней стойке. В этом месте достаточно легко подобраться к проводке с CAN-шиной и, подав на неё несложные разрешающие сигналы, открыть машину и завести её. То же самое касается и работ в салоне – там достаточно легко меняются блоки управления на принесенные с собой. Но это все – простые действия, выполняемые минимумом инструментов в салоне или даже вне машины. Как только преступник встречается с нештатной блокировкой охранной системы под капотом, которая не открывается сходу, он тут же понимает, что перед ним – непрогнозируемый объем работ, на которые чаще всего нет ни времени, ни оборудования. Все владельцы виденных мной «крузаков с дыркой» имели нештатные охранные системы, которые и спасли машины в конечном итоге – им пришлось приехать в сервис фактически только на кузовной ремонт, что, конечно, неприятно, но на порядок менее досадно, нежели в случае угона.

Установщик сигнализаций Сергей

Что в итоге?

Не исповедуйте фатализм! Пренебрегать противоугонным оборудованием, рассчитывая на «невостребованную модель», возраст машины, наличие каско и т.п. – неразумно и опрометчиво.

источник

мысли о мифах и реальности: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *